КАК ПРИВЛЕЧЬ СУДЬЮ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ?
... в общественном сознании ошибки и профессиональная некомпетентность судейского корпуса стали привычной нормой жизни
(Дяченко А.П. К вопросу о гражданско-правовой ответственности судей в Российской Федерации // Юрист, 2006. № 9).
1. ПРИЧИНЫ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА.
Первоначально необходимо объяснить причины постановки такого вопроса. Человек существо социальное (или, по словам Аристотеля — существо общественное). Общество это не просто объединение людей, это
отношения между ними. Общественные отношения складываются из интересов различных людей, групп, партий, объединений и порой эти интересы противоположны друг другу, что порождает их столкновение, возникновение конфликтов и споров. Так вот, суды призваны разрешать эти споры, снимать конфликты различных интересов в соответствии с правилами, установленными законами. Помимо этого суды выполняют правоохранительную роль (в случае нарушения прав человека в результате конфликта интересов) и карательную роль (в том случае если конфликт интересов привел к совершению преступления).
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ судебная власть является одной из ветвей единой государственной власти.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).
Значение и роль судов в регулировании общественных отношений трудно переоценить. В древние времена действовал обычай кровной мести, когда потерпевший сам вершил суд, восстанавливая справедливость. «Всечеловеческий характер кровной мести объясняется не только системой воспитания родового общества, но и необходимостью - другого способа защитить жизнь и свободу не существовало» [1].
Однако этот жестокий обычай не мог служить интересам всего общества в целом, т.к. тормозил его развитие. Он приводил к войнам, когда целые семьи враждовали друг с другом (что отразил Шекспир в своем произведении «Ромео и Джульетта»), и вел к междоусобице, вместо гармонизации общественных отношений. По названным причинам древние государства стали своими актами замещать кровную месть принципом талиона («око за око, зуб за зуб»), который означал, что если тебе выбили глаз, то ты тоже можешь выбить глаз обидчику, но только один глаз, не более того. Принцип талиона прекратил междоусобицу в отношениях и позволил обществу развиваться дальше. Со временем общественные отношения усложнялись и уже названный выше принцип не мог выполнять роль надлежащего регулятора, т.к. не соответствовал гуманистическим идеям, появившемся в обществе. В последствии и принцип талиона стал считаться варварским пережитком прошлого, а различные споры стали разрешаться органами государственной власти. А с возникновением концепции прав человека, идей правового государства, принципа разделения властей конфликты общественных интересов стали разрешаться судами. В России это отражено ч. 1 ст. 118 Конституции РФ:
цитата: |
правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. |
|
Конечно же, споры можно разрешать и без обращения в суд (самозащита прав). Часть 2 ст. 45 Конституции РФ устанавливает, что:
цитата: |
каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. |
|
Однако в этом случае человек действует самостоятельно без поддержки со стороны государства, что не всегда ведет к желаемому результату, а порой, вообще, не влечет желаемого результата.
Итак, судебные органы стоят на страже законных интересов граждан и призваны гарантировать торжество справедливости. Для того, чтобы судьи могли принимать объективные и беспристрастные решения, чтобы никто никаким образом не мог бы повлиять на принимаемые ими решения Конституция РФ устанавливает судьям гарантии независимости (ст. 120) и неприкосновенности (ст. 122). Все это необходимо для эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:
цитата: |
- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность - обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; - справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом; - укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; - формирование уважительного отношения к закону и суду; - содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота. |
|
Согласно ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ задачами судопроизводства в гражданских судах являются:
цитата: |
правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций; укрепление законности и правопорядка; предупреждение правонарушений; формирование уважительного отношения к закону и суду. |
|
Согласно ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса РФ уголовное судопроизводство имеет своим назначением:
цитата: |
защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. |
|
Но как быть гражданину в том случае, если судья оказывается заинтересованным в исходе дела? Если судья вместо того, чтобы защитить его права, наоборот, сам их нарушает? Если судья руководствуется не законом, а своими личными интересами или действует исходя из корыстных соображений? Или же когда он нарушает общепринятые нормы морали, охраняемые государством [2,3]:
цитата: |
«А если даже уже не сомнение, а факты налицо о репутации судьи, его состоянии и обоснованности выносимых им решений, то что тогда? Что думать об "авторитете" судебной власти, представителем которой и является судья (фамилию по этическим соображениям не называем), рассматривавший дело по иску ЗАО "Объединение Прогресс" к ООО "Дионикс"... в нетрезвом состоянии?!». |
|
цитата: |
«Результаты проверок, проведенных по жалобам, поданным в органы, контролирующие поведение судей, свидетельствуют: ропот населения на судейскую грубость и нечистоплотность почву под собой имеет...». |
|
Но ведь судья при вступлении в должность приносит присягу такого содержания [4]:
цитата: |
«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть». |
|
Ведь согласно Кодексу судейской этики [5]:
цитата: |
в своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда (ст. 1); судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия (ст. 3). |
|
Если судья не справляется со своими обязанностями, если он нарушает права человека и своими действиями причиняет вред законным интересам граждан, не утверждает справедливость, то такого судью необходимо привлечь к ответственности.
2. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПРИМЕНИМОЙ К СУДЬЯМ.
Теперь необходимо рассмотреть установленные в РФ виды ответственности, а также выяснить к каким из них могут быть привлечены судьи.
Всего можно выделить 7 видов юридической ответственности [6]:
1)
конституционная (или иначе —
политико-правовая, например, отрешение Президента от должности, отзыв депутата, роспуск Государственной Думы, отставка Правительства и т.д.);
2)
уголовная (установлена за совершение преступлений);
3)
административная (установлена за совершение проступков);
4)
гражданская (возникает из договорных отношений или в результате причинения имущественного ущерба);
5)
дисциплинарная (возникает в результате неисполнения работником своих должностных обязанностей);
6)
материальная (возникает в результате причинения работником имуществу работодателя при исполнении своих должностных обязанностей);
7)
процессуальная (возникает в результате нарушения норм процессуального права).
Что касается политико-правовой ответственности, то Конституция РФ не содержит специальных положений в отношении судей [7]:
цитата: |
«В действующей российской Конституции вопросы ответственности (и шире - статуса) судей не нашли адекватного выражения. Лишь некоторые принципиальные аспекты ответственности судей установлены в основных нормах. Во-первых, полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (ч. 2 ст. 121); во-вторых, судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (ч. 2 ст. 122 Конституции РФ)». |
|
В случае совершения преступления (в том числе и должностного) судья может быть привлечен к
уголовной ответственности. Как и любой другой другой человек судья может быть привлечен к ответственности за совершение преступления против личности (например, за убийство по ст. 105 Уголовного кодекса РФ), против экономики (например, за кражу по ст. 158 Уголовного кодекса РФ) и др., в том числе и за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 Уголовного кодекса РФ), за получение взятки (ст. 290 Уголовного кодекса РФ), за служебный подлог (ст. 292 Уголовного кодекса РФ), за халатность (ст. 293 Уголовного кодекса РФ), за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 Уголовного кодекса РФ) и др.
Что касается
административной и дисциплинарной ответственности, то в советское время эти виды ответственности судей были отменены утратившим в настоящее время юридическую силу Законом СССР от 04.08.1989 года «О статусе судей в СССР» [8] в целях исключения давления на судей со стороны ведомств, за деятельностью которых стал осуществляться судебный контроль [9].
Затем, в постсоветский период, действовал запрет [10] на привлечение судьи к названным видам юридической ответственности (ч. 2 ст. 16 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» [11] — далее Закон о статусе судей):
цитата: |
«Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности». |
|
Вообще, существование дисциплинарной ответственности судей соответствует различным международным документам:
- Рекомендации № R(94)12 Комитета министров государствам-членам о независимости, эффективности и роли судей, принятой Комитетом Министров Совета Европы 13 октября 1994 года на 518-м заседании (в частности, принципу VI «Невыполнение своих обязанностей и дисциплинарные нарушения»);
- Европейской хартии о статусе судей от 8 - 10 июля 1998 года (разд. 5 «Ответственность»);
- Основным принципам независимости судебной власти, принятым VII конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобренным 40-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН (Резолюция 40/146 от 13 декабря 1985 года), в частности, п.п. 17-20 раздела «Дисциплинарная ответственность, приостановление полномочий и освобождение от должности», и др.
В странах-участницах СНГ (например, в Республиках Белоруссия, Казахстан, Армения, Таджикистан) дисциплинарная ответственность судей также существовала (смотри сноску № 10) и в итоге законодателем было принято решение ввести такой вид ответственности судей и в РФ. Судьи, конечно же, сопротивлялись такому нововведению [12], но Федеральным законом от 15.12.2001 № 169-ФЗ [13] названная выше ст. 16 Закона о статусе судей была изложена в другой редакции, вводящей как административную, так и дисциплинарную ответственность судей.
В настоящее время за совершение дисциплинарного проступка на судью может быть наложено взыскание в виде (ст. 12.1 Закона о статусе судей):
1)
предупреждения,
2)
досрочного прекращения полномочий .
Под дисциплинарным проступком закон понимает нарушение норм
Закона о статусе судей и положений
Кодекса судейской этики. Так, согласно Кодексу судейской этики судья:
- обязан соблюдать Конституцию РФ; способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда (ст. 1);
- должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и принимать все необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов; не должен проявлять предубеждения расового, полового, религиозного или национального характера; должен быть терпимым, вежливым, тактичным и уважительным в отношении участников судебного разбирательства (ст. 4);
- должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство; должен воздерживаться от финансовых и деловых связей, которые могут поставить под сомнение его беспристрастность или повлиять на исполнение им профессиональных обязанностей (ст. 8);
- должен подать заявление о приостановлении своих полномочий в случае выдвижения кандидатом в депутаты органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации, органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления либо на иную выборную должность (ст. 9) и прочее.
Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.
В том случае, если гражданину причинен вред при осуществлении правосудия, то
гражданско-правовую ответственность, несет
не сам судья лично, а государство (т.е. Российская Федерация или ее субъект или муниципальное образование), от имени которого он и осуществляет свои полномочия. Согласно ст. 1069 и п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред возмещается
не за счет средств судьи, а за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Причем, вред, причиненный при осуществлении правосудия может быть возмещен только если вина судьи установлена
приговором суда, вступившим в законную силу (ч. п ст. 1070 Гражданского кодекса РФ).
Судья может быть привлечен и к
материальной ответственности, т.к. согласно ст. 22 Закона о статусе судей законодательство РФ о труде распространяется на судей в части, не урегулированной этим законом. Сам Закон о статусе судей никак не регулирует вопросы материальной ответственности судей, следовательно необходимо руководствоваться положениями раздела XI «Материальная ответственность сторон трудового договора» Трудового кодекса РФ.
Процессуальная ответственность в настоящее время находится в стадии формирования. Вопросы процессуальной ответственности осложняются еще и существующей путаницей в нормах процессуальных кодексов, а именно — последние содержат не только нормы самого процессуального права, но и также нормы материального права (например, права и обязанности участников процесса)!
В процессуальных кодексах РФ содержаться некоторые положения об ответственности участников процесса. Из них можно назвать: ст.ст. 111, 154 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст.ст. 134-135, ст. 159 Гражданского процессуального кодекса, ст. 17.9 Кодекса об административных правонарушениях РФ, ст. 117 Уголовно-процессуального кодекса РФ и др.
Однако анализ положений этих статей позволяет сделать вывод о том, что за нарушения норм процессуального права к ответственности могут быть привлечены все участники процесса, кроме судей. Сами формулировки таких норм не позволяют применять их к судьям.
Например, ч. 5 ст. 154 Арбитражного процессуального кодекса:
цитата: |
«Арбитражный суд может подвергнуть лицо, нарушающее порядок в судебном заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, судебному штрафу». |
|
Или ч. 3 ст. 159 Гражданского процессуального кодекса:
цитата: |
«Суд также вправе наложить на лиц, виновных в нарушении порядка в судебном заседании, штраф в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда». |
|
А что если сам судья нарушает порядок в судебном заседании? Кто тогда судью призовет к соблюдению порядка?
Согласно ст. 117 Уголовно-процессуального кодекса (в ее взаимосвязи с положениями раздела II «Участники уголовного судопроизводства», в частности главы 5 «Суд» рассматриваемого кодекса) суд может быть подвергнут денежному взысканию в случаях неисполнения процессуальных обязанностей. Но ст. 118 этого же кодекса, устанавливающая порядок наложения денежного взыскания, гласит:
цитата: |
«Денежное взыскание налагается судом». |
|
Будет ли суд сам на себя налагать взыскание?
Более того, процессуальные кодексы устанавливают множество различных обязанностей для суда, сроки совершения процессуальных действий, но не устанавливают никаких мер процессуальной ответственности для суда в случае нарушения таких норм!
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что судья не может быть привлечен к процессуальной ответственности (что не исключает возможности его привлечения к иным видам ответственности за нарушения процессуальных норм).
В целом, можно сказать, что из семи существующих в России видов юридической ответственности судья может быть привлечен только к четырем. Причем ни Конституция РФ, ни Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [14] не содержат специальных положений об ответственности судей. Общие положения такой ответственности содержатся в Законе о статусе судей и Кодексе судейской этики.
3. ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ СУДЬИ К ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
Итак, согласно ч. 1 ст. 122 Конституции РФ:
Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи.
Однако неприкосновенность судей не абсолютна. Как мы уже выяснили, судья может быть привлечен к уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности.
1) Порядок привлечения судьи к уголовной ответственности. Часть 2 ст. 122 Конституции РФ устанавливает специальный порядок привлечения судей к уголовной ответственности:
цитата: |
«Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом». |
|
Этот особый порядок установлен ст. 16 Закона о статусе судей и ст. 448 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Согласно п. 3 ст. 16 Закона о статусе судей и п.п. 3-5 ст. 448 Уголовно-процессуального кодекса РФ решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу
принимается только Генеральным прокурором РФ на
основании заключения судебной коллегии, состоящей из трех судей вышестоящего суда, и с
согласия квалификационной коллегии судей соответствующего уровня (или с согласия Конституционного Суда РФ в отношении судьи Конституционного Суда РФ).
Как видим, в случае совершения судьей уголовного преступления обращение с заявлением в силовые структуры (МВД, ФСБ) или в прокуратуру не даст желаемого результата, т.к. в этом случае необходимо обращаться с жалобой в квалификационную коллегию.
Согласно ч. 11 ст. 16 Закона о статусе судей, ч. 4 ст. 31 и ст. 452 Уголовно-процессуального кодекса РФ уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ. Как полагает О.Ю. Гурова, такие положения закона находятся в явном противоречии с положениями части 2 статьи 19 Конституции РФ, провозглашающей равенство всех перед законом, где указано, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от имущественного и должностного положения, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств [15]. Однако Конституционный Суд РФ считает иначе [16]:
цитата: |
«Установленное в пункте 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" правило о недопустимости возбуждения уголовного дела в отношении судьи без согласия на то квалификационной коллегии судей выступает одной из гарантий неприкосновенности судей. Судейская неприкосновенность является определенным исключением из принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) и по своему содержанию выходит за пределы личной неприкосновенности (статья 22 Конституции Российской Федерации). Это обусловлено тем, что общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия». |
|
цитата: |
«Установленный пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" усложненный порядок возбуждения уголовного дела в отношении судьи выступает лишь в качестве процедурного механизма и способа обеспечения независимости судей и не означает освобождения их от уголовной или иной ответственности. При наличии достаточных оснований и с соблюдением установленных в федеральном законодательстве процедур судья за допущенные им нарушения законов может быть привлечен как к уголовной, так и к иной ответственности, в связи с чем могут быть не только приостановлены, но и прекращены его полномочия (статьи 13 и 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации")». |
|
Теперь немного статистики. За период с 1997 по 2001 год в судах рассмотрено всего 16 уголовных дел в отношении судей. Из них: в отношении 7 судей дела прекращены по амнистии, 4 были освобождены от наказания по амнистии, 4 осуждены условно, и только 2 получили наказание в виде лишения свободы.
По данным Высшей квалификационной коллегии судей РФ, в 2001 - 2003 годах и первом полугодии 2004 года коллегией было дано согласие на возбуждение уголовных дел в отношении 4 судей и было отказано в даче согласия в отношении 3 судей. Квалификационными коллегиями судей субъектов РФ было дано согласие на возбуждение уголовных дел в отношении 15 судей, получено согласие на привлечение в качестве обвиняемых 4 судей. В даче согласия на возбуждение уголовных дел в отношении 6 судей было отказано [17].
2) Порядок привлечения судьи к административной ответственности. Согласно п. 4 ст. 16 Закона о статусе судей решение о привлечении судьи к административной ответственности
принимается только судебной коллегией, состоящей из трех судей вышестоящего суда, на основании представления
Генерального прокурора РФ. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ.
Так, в 2002 году судья Солнцевского районного суда Москвы при проведении работ по строительству жилого дома допустила несанкционированную порубку дерева на земельном участке, находящемся в ее пользовании, в результате чего причинила вред окружающей природной среде на сумму 15 тыс. руб.
Главный специалист отдела по охране земель, животного и растительного мира управления инспекционного экологического контроля департамента природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы составил протокол об экологическом правонарушении, повлекшем уничтожение зеленых насаждений на особо охраняемой природной территории.
Генеральный прокурор РФ обратился в Московский городской суд с представлением о привлечении судьи административной ответственности и возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Постановлением
судебной коллегии Московского городского суда судья была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса об административных правонарушениях РФ и ст. 17 Закона г. Москвы «О защите зеленых насаждений», и подвергнута штрафу в размере пяти минимальных размеров оплаты труда в сумме 500 руб.; на нее также возложена обязанность возместить вред, причиненный окружающей среде, в сумме 15 тыс. руб. [18].
Как видим, порядок привлечения судьи к административной ответственности упрощен по сравнению с порядком привлечения к уголовной ответственности, но все же, намного отличен от обычного производства по делам об административных правонарушениях.
3) Порядок привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 12.1 Закона о статусе судей:
цитата: |
Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения. |
|
Сама процедура привлечения судьи к ответственности установлена Положением о квалификационных коллегиях судей (утв. Высшей Квалификационной Коллегией судей РФ 15.07.2002 года) [19]. Так, согласно ст. 3 названного Положения судья, в отношении которого рассматривается вопрос о дисциплинарной ответственности, вправе иметь представителя.
Согласно абз. 1 ст. 4 указанного Постановления:
цитата: |
Полномочия судьи могут быть досрочно прекращены в связи с привлечением его к дисциплинарной ответственности только на основании представления председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращения органа судейского сообщества, в котором содержится просьба о прекращении полномочий судьи, при наличии в представленных материалах доказательств, подтверждающих совершение судьей дисциплинарного проступка. |
|
Таким образом, в случае совершения судьей дисциплинарного проступка, то с жалобой необходимо обращаться к
председателю суда и решение об обращении в квалификационную комиссию всецело зависит от его усмотрения.
Что касается судей Конституционного Суда РФ, то основания и порядок их привлечения к дисциплинарной ответственности установлены абз. 3 ст. 15 и ст. 18 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О конституционном суде Российской Федерации» [20].
Снова немного статистики. В 1996 - 1997 гг. за совершение порочащих проступков были отрешены от должности 27 судей, а в 1998 г. - 107. В 1999 году были прекращены полномочия в отношении 92 судей, в 2000 г. - 75; в 2001 г. - 45; в 2002 г. – 36. В 2002 - 2003 гг. и в первом полугодии 2004 г. квалификационными коллегиями судей страны за совершение дисциплинарных проступков были досрочно прекращены полномочия 136 судей (включая руководителей судов), за этот же период за совершение дисциплинарных проступков были предупреждены 468 судей (включая руководителей судов). Всего в 2001 - 2004 гг. 513 судей и руководителей судов получили дисциплинарные взыскания в виде предупреждения. За этот же период досрочно были прекращены полномочия 196 судей и руководителей судов [21].
Проступки главным образом выражались в нарушении требований процессуального закона, сроков рассмотрения дел (волоките) и недостойном (неэтичном) поведении судьи в судебном процессе [22].
4) Порядок привлечения судьи к материальной ответственности. Согласно ст. 22 Закона о статусе судей законодательство РФ о труде распространяется на судей в части, не урегулированной Законом о статусе судей. Эта норма позволяет распространять действие Трудового кодекса РФ на отношения, связанные с привлечением судей к материальной ответственности, т.к. сам Закон о статусе судей никаких специальных положений на этот счет не содержит.
Итак, в отношении судей подлежит применению гл. 39 Трудового кодекса РФ. Статья 248 Трудового кодекса РФ устанавливает общий порядок привлечения работника к материальной ответственности за вред, причиненный имуществу работодателя. Согласно названной норме взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя.
5) Вопросы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный при осуществлении правосудия. Это очень интересный и сложный вопрос, т.к. вопросы гражданско-правовой ответственности судей за вред, причиненный при осуществлении правосудия, до сих пор не урегулированы.
Согласно ст. 53 Конституции РФ:
цитата: |
«Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». |
|
Статья 1070 Гражданского кодекса РФ развивает эту норму устанавливая гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Однако пункт 2 названной статьи гласит, что вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена
приговором суда, вступившим в законную силу.
Таким образом, иски о возмещении вреда, причиненного при осуществлении правосудия, заявленные в рамках гражданского судопроизводства, оставались без удовлетворения на основании положений п. 2 ст. 1070 Гражданского кодекса РФ [23]. Отказывая в удовлетворении исков о взыскании морального или материального вреда суды исходили из того, что первоначально судья должен быть привлечен к уголовной ответственности, а уже затем, на основании вступившего в силу приговора, потерпевшая от действий (бездействия) виновного судьи сторона могла потребовать возмещения причиненного ущерба. Это уже интересная ситуация, особенно если учесть, что [24]:
цитата: |
«ни в одном современном демократическом государстве нет такого жесткого условия для привлечения государства к ответственности, как вынесение обвинительного приговора в отношении судьи». |
|
Что же получается – гражданско-правовая ответственность установлена, но привлечение к ней судьи практически невозможно?
Некоторую ясность внесло в этот вопрос Постановление Конституционного Суда РФ от 25.01.2001 № 1-П [25], в котором был выявлен конституционно-правовой смысл (являющийся общеобязательным) положений п. 2 ст. 1070 Гражданского кодекса РФ – под правосудием следует понимать не все судопроизводство, а лишь ту его часть, которая заключается в принятии судебных актов, разрешающих дело по существу. Исходя из такого смысла анализируемой статьи, ее пункт 2:
цитата: |
«не может служить основанием для отказа в возмещении государством вреда, причиненного при осуществлении гражданского судопроизводства в иных случаях (а именно когда спор не разрешается по существу) в результате незаконных действий (или бездействия) суда (судьи), в том числе при нарушении разумных сроков судебного разбирательства, - если вина судьи установлена не приговором суда, а иным соответствующим судебным решением». |
|
Помимо этого в Постановлении было указано, что положения п. 2 ст. 1070 Гражданского кодекса РФ не противоречат Конституции, а Федеральному Собранию РФ надлежит урегулировать порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) суда (судьи), а также подведомственность и подсудность такого рода дел.
Таким образом, в настоящее время уголовно не наказуемые, но незаконные виновные действия (или бездействие) судьи в судопроизводстве (нарушение разумных сроков судебного разбирательства, несвоевременное вручение заинтересованным лицам процессуальных документов, неправомерная задержка исполнения и т.п.), причинившие вред конкретным лицам, должны рассматриваться как нарушение права на справедливое судебное разбирательство, что это предполагает необходимость компенсации пострадавшим лицам независимо от того, установлена ли уголовная вина судьи или нет [26].
Это уже большой прогресс в вопросе привлечения судей к гражданско-правовой ответственности, но ... Государственная Дума РФ не урегулировала порядок возмещения вреда, причиненного при осуществлении правосудия.
В итоге суды по прежнему отказывают в удовлетворении исков о взыскании морального или материального вреда, ссылаясь на то, что порядок такого взыскания не установлен [27], за исключением случаев когда вина судьи установлена приговором. Полагаю, что такое положение дел является ни чем иным, как пробелом действующего российского законодательства.
________________________
[1] Хачатуров Р.Л. Генезис юридической ответственности. Часть 1 // Право и политика. - 2006. - № 8.
[2] Сергеев И.П. Административная ответственность судей // Российский судья. - 2005. - № 9.
[3] Колоколов Н.А. Дисциплинарная ответственность судей: первые результаты научного осмысления // Российский судья. - 2005. - № 5.
[4] Часть 1 ст. 8 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» / Российская газета. - 1992 - № 170.
[5] Вестник ВАС РФ. - 2005. - № 2.
[6] Н.И. Матузов, А.В. Малько. Теория государства и права: учебник. - Юристъ, 2004.
[7] Колесников Е.В., Селезнева Н.М. О повышении ответственности судей в Российской Федерации. // Журнал российского права. - 2006. - № 3.
[8] Ведомости СНД и ВС СССР. - 1989. - № 9. - Ст. 223.
[9] Колесников Е.В., Селезнева Н.М. О повышении ответственности судей в Российской Федерации / Журнал российского права. - 2006. - № 3.
[10] См. информационное письмо ВАС РФ от 23.12.1999 № У3-31 «О состоянии законодательства об ответственности судей».
[11] Российская газета. - 1992. - № 170.
[12] См. Постановление Совета судей РФ от 04.04.1997 «О нецелесообразности введения дисциплинарной ответственности судей в законодательном порядке» // Российская юстиция. - 1997. - № 7.
[13] Федеральный закон от 15.12.2001 № 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»» / Российская газета. - 2001. - № 247.
[14] Российская газета. - 1997. - № 3.
[15] Гурова О.Ю. К вопросам о соблюдении прав сторон при разрешении вопросов о подсудности дела / Российский судья. - 2004. - № 6.
[16] Постановление Конституционного Суда РФ от 07.03.1996 № 6-П.
[17] Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. - 2004. - Вып. 4. - С. 10 - 11.
[18] Законность. - 2003. - № 11.
[19] Российская юстиция. - № 10. - 2002.
[20] Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Cт. 1447.
[21] Обеспечить нормальную деятельность судебной системе: в Совете судей РФ // Российская юстиция. - 2002. - № 1. - С. 19; Деятельность квалификационных коллегий судей в 2002 году // Российская юстиция. - 2003. - № 6. - С. 75; Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. - 2004. - Вып. 4. - С. 8; Материалы VI съезда судей // Российская юстиция. - 2005. - № 1-2. - С. 18.
[22] Колесников Е.В., Селезнева Н.М. О повышении ответственности судей в Российской Федерации / Журнал российского права. - 2006. - № 3.
[23] См., например, определения ВС РФ от 21.05.1998 № 78-Г98-17; 19.11.1998 № 41-Г98-11; 08.04.1999 № 71-Г99-6; 19.04.1999 № 41-Г99-4 и множество других.
[24] Дяченко А.П. К вопросу о гражданско-правовой ответственности судей в Российской Федерации // Юрист. - 2006. - № 9.
[25] Вестник Конституционного Суда РФ. - 2001. - № 3.
[26] Казанцев В. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный действиями судьи // Российская юстиция. - 2002. - № 2.
[27] См., например, определения ВС РФ от 30.07.2001 № ГКПИ01-1183; 18.03.2002 № 71-Г02-2; 14.03.2002 № КАС02-94; 14.03.2002 № КАС02-96; 14.03.2002 № КАС02-97; 19.03.2002 № КАС02-105; 16.06.2003 № 49-Г03-42; 10.07.2003 № КАС03-302; 10.07.2003 № 49-Г03-58; 17.07.2003 № 4-Г03-20; 22.11.2005 № КАС05-530; 06.12.2005 № 5-Г05-106; 26.01.2006 № КАС05-638 и множество других.