On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Внимание: заголовок темы должен кратко и понятно отражать ее суть, нельзя писать латиницей или заглавными буквами. Сообщение, ник, аватар не должны выделяться своими размерами или стилем написания от остальных, быть читабельными, написаны литературно и достаточно грамотно.



АвторСообщение
Юрист




Сообщение: 141
Зарегистрирован: 23.07.07
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.09 10:10. Заголовок: Съемка на мобильный телефон вне закона?


На сайте газеты "Известия" была опубликована одна интересная статья Бориса Клина (Съёмка на мобильный - вне закона). Речь идет о том, что современные видеокамеры и диктофоны, вмонтированные в мобильники и портативные компьютеры относятся к "специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации", пользоваться которыми могут лишь сотрудники МВД и спецслужб, упомянутые в законе об ОРД. Всем остальным за их использование грозят ст. 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни) и 138 (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и иных сообщений) Уголовного кодекса РФ.

Приведем эти статьи УК РФ:

 цитата:

Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни
1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений
1. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения или специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.
3. Незаконные производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.



Вместе с тем согласно ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускаются только с его согласия за исключением следующих случаев:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату.

Полагаем, что Борис Клин не совсем разобрался в сути вопроса и несколько исказил нормы права (что, на наш взгляд, очень даже свойственно для журналистов). Как мы указали, ст. 137 УК РФ в совокупности с положениями ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ не запрещают и не устанавливают ответственность за съемку в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях законна. Ну и естественно, законна съемка, осуществляемая с согласия снимаемого.

Также полагаем, что и вопрос об использовании специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации и отнесения к таковым мобильных телефонов решен.
Статья 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" запрещает проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то физическими и юридическими лицами. Ввоз в РФ и вывоз за ее пределы таких средств, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, установлен Постановлением Правительства РФ от 01.07.1996 № 770:

 цитата:

1. Специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации.
2. Специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования.
3. Специальные технические средства для негласного прослушивания телефонных переговоров.
4. Специальные технические средства для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи.
5. Специальные технические средства для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений.
6. Специальные технические средства для негласного исследования предметов и документов.
7. Специальные технические средства для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов.
8. Специальные технические средства для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов.
9. Специальные технические средства для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи.
10. Специальные технические средства для негласной идентификации личности.


Здесь стоит обратить внимание на 2 обстоятельства:
1. Использование неуполномоченными лицами специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, запрещено только в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий,
2. Техническое средство должно быть предназначено для негласного получения информации.
Полагаем, что при указанных обстоятельствах мобильный телефон никак нельзя отнести к средству негласного получения информации, поскольку для того чтобы:
- вести съемку телефон нужно достать, включить функцию съемки, поднять на уровень глаз, чтобы увидеть снимаемый объект. Съемка "из-под тишка" все же возможна, но точно также как возможна она и обычным фотоаппаратом;
- вести аудиозапись на диктофон мобильного его также нужно достать и поднести поближе к говорящему. Включить диктофон и вести запись в кармане также возможно, но при этом качество аудиозаписи будет очень низким, если вообще что-либо членораздельное из сказанного будет записано.

Вместе с тем, из статьи Б.Клина настораживает тот факт, что в Сибирском федеральном округе ведется следствие в отношении ряда компаний, продававших гражданам охранные системы, в частности датчики движения, оснащенные видеокамерами. Если они это делали без соответствующих лицензий и продаваемые ими датчики относятся к средствам негласного получения информации (другими словами - нарушали действующее законодательство), то это один вопрос и статья Б.Клина просто делает "из мухи слона", никакого пробела в законодательстве нет.


_______________________
Нашел ошибку или пробел законодательства? Пиши нам!
www.legislated.by.ru
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Услуги для юристов Библиотека юридической литературы - комментарии к Законодательству